Исследование, проведенное нейробиологами из Манчестерского университета, посвященное влиянию неожиданности на нашу память, непреднамеренно открыло метод, который может помочь нам лучше сдавать экзамены.
В исследовании, опубликованном в Journal of Neuroscience , 26 людям были показаны изображения объектов, которые были либо естественными, такими как фрукты, деревья и цветы, либо искусственными, такими как компьютерная мышь и телефон.
В ходе исследования ученые научили участников ожидать искусственных или природных объектов, используя такие сигналы, как треугольник или квадрат. Затем весь эксперимент был повторен с еще 24 людьми, прошедшими функциональную МРТ, чтобы выяснить, какие области мозга использовались для изучения и извлечения информации. Когда ожидаемое событие — например, треугольник, предшествующий рукотворному объекту, — следовало за аналогичным, но неожиданным событием — треугольником, предшествующим природному объекту, — память участников улучшалась.
Второе исследование на МРТ дало точно такие же поведенческие результаты и показало активацию гиппокампа мозга — центра памяти, областей среднего мозга — которые выделяют дофамин, и затылочной коры — центра зрения. Напротив, последовательность двух неожиданных похожих событий также активировала зрительные области в мозгу, но не улучшила работу памяти.
Ведущий автор, доктор Дарья Франк, когнитивный нейробиолог из Манчестерского университета, сказала: «Мы уже знаем, что если ожидание нарушается до или во время обучения, это запускает адаптивный механизм, приводящий к лучшей памяти на неожиданные события. Этот эксперимент показывает, как механизм также затрагивается, когда мы пытаемся получить информацию».
Гиппокамп кодирует — или создает — воспоминания, а также извлекает воспоминания. Имея ограниченный объем ресурсов, которые можно выделить для любого из них, эти два механизма находятся в конфликте. Поэтому, когда происходит что-то неожиданное, наш мозг сосредотачивается на внешней среде, чтобы узнать что-то новое, чего он изначально не ожидал. Ученые уже знают, что удивление включает режим обучения мозга, однако добавь ссылку, текущее исследование является первым, в котором исследуется, как мозг использует этот механизм, когда мы пытаемся получить информацию.
Доктор Франк добавил: «Хотя наше исследование не оценивало влияние этих результатов на пересмотр экзамена и его успеваемость, логично видеть его значение.
«Поэтому, когда цель состоит в том, чтобы получить информацию, столкновение с неожиданными событиями, такими как повторение в кафе или в другом незнакомом окружении, задействует механизм кодирования, который может улучшить память для будущего экзамена.
«Но верно и обратное: при попытке вспомнить что-то, что уже было изучено во время самого экзамена , знакомая и ожидаемая среда может быть полезной и способствовать извлечению информации из памяти».